RSSОфициальный видеоканал городской Думы на YouTubeУправление по связям с общественностью и СМИ Городской Думы Нижнего Новгорода в Facebook
Актуальный комментарий

13.12.2018Бюджет – это не таблица умножения, а живая субстанция

Бюджет – это живая субстанция

Председатель постоянной комиссии городской Думы по бюджетной, финансовой и налоговой политике Марк Фельдман на заседании городской Думы Нижнего Новгорода 12 декабря 2018 года проанализировал проект бюджета города Нижнего Новгорода на 2019 год и на плановый период 2020 – 2021 годов.

«Я считаю бюджет очень интересным документом, а не только сухой арифметикой. У любого вопроса, проблемы, задачи есть форма и содержание. Мы привыкли к определенной консервативности при обсуждении проекта бюджета: это цифры, таблицы, диаграммы. Сегодня мы увидели новую форму подачи проекта бюджета. Мне понравилось, что за сухими цифрами нам показали конкретные планы и направления развития города.

Я напомню, что мы с вами живем в программном бюджете, в трехлетнем горизонте. Образно говоря, мы видим «печку» - показатели 2018 года, мы видим краткосрочный горизонт – 2019 год, а также видим среднесрочную перспективу, подразумевая 2020-2021 годы.

Оценивая качество проекта, я бы отметил прозрачность бюджета: городской Думе вовремя была предоставлена полная информация как по муниципальным программам, так и по планам реализации этих программ. Хотел бы напомнить, что на всех заседаниях постоянных комиссий городской Думы, а также на совместном заседании и на публичных слушаниях мы детально обсуждали все аспекты проекта.

Хотел бы подчеркнуть, что бюджет – это живая субстанция. Это не таблица умножения. Каждый депутат знает, что мы раз в месяц, а то и чаще, вносим корректировку в бюджет, и это естественный процесс. Вспомните, когда мы принимали бюджет 2018 года: по проекту он был один, а по факту – на 4 млрд рублей больше. Да, 2018 год был годом проведения Чемпионата мира, и Нижний Новгорода получил серьезные федеральные и региональные финансовые средства. Поэтому, говоря о годе предстоящем, еще раз напомню, что обсуждая и принимая проект, мы подразумеваем те цифры, которые сегодня в реальности поддаются прогнозу, и мы их исчисляем. Также есть позиции, о которых нам говорил глава города Нижнего Новгорода Владимир Александрович Панов - это касается трансфертов и субвенций из вышестоящих бюджетов в сферу образования, в благоустройство, в развитие комфортной городской среды, в сферу строительства и ремонта дорог. При поступлении дополнительных трансфертов в городской бюджет, мы будем вносить необходимые коррективы в бюджет Нижнего Новгорода на 2019 год.   

Остановлюсь на некоторых принципиальных аспектах бюджета: доходы бюджета на 2019 год на 700 млн рублей больше, чем в бюджете года предыдущего, а 71% расходной части бюджета запланирован исключительно на социальную сферу. Особо отмечу, что в 2018 году на сферу образования было направлено 50,6 % от общих расходов, а в 2019 году – 62%. Поэтому бюджет будущего года реально социально ориентированный.

Депутаты столько лет говорили о важности такого общественного института, как советы территориального общественного самоуправления. Каждый из депутатов на своем округе делал все, что мог для поддержки деятельности советов, где общаются неравнодушные люди, активно работают и вовлекают других. В бюджете города никогда более 2,5 млн рублей мы не видели в части источника финансирования этих общественных структур. В бюджете на 2019 год мы заложили сумму в 20 млн рублей на деятельность ТОС. И даже этой суммы недостаточно. Это только первый шаг. Люди в советах общественного самоуправления должны быть люди разные, ходят туда неравнодушные, ходят туда замечательные люди – подвижники. Я считаю ТОСы реальным сегментом, где муниципально-частное партнерство даст свои результаты, поскольку нет ничего ценнее частной инициативы граждан в общественной работе, в благоустройстве своего двора, улицы.

Мы на 2020 год поставили задачу получить профицитный бюджет - 38 млн. рублей в планах профицитности. Здесь принципиальна не размерность, а принципиален факт, что город научился работать в среднесрочном горизонте, со своими обязательствами, со своими обременениями, город снижает кредитную нагрузку. Вспомните, сколько мы копий сломали, когда обсуждали тему: нужен заем или не нужен, что он даст и что не даст, а теперь посмотрите цифры, и оказалось, что вошли вовремя, дал больше, чем ожидали. Это широкий шаг, но это всего лишь одна номинация.

Поэтому, если бы меня спросили, что я считаю самым главным в бюджете 2019 года, я бы сказал и сейчас говорю, что расчет на надежду, выход на профицитный бюджет в 2020 году.

Годовой горизонт – это краткосрочный горизонт. Поэтому мы в краткосрочном горизонте сегодня сделали все необходимые шаги и в части финансового инструментария.

Я хочу поблагодарить работников администрации и прежде всего департамента финансов за высокопрофессиональную работу. Я знаю, как никто, как выторговать у банка полпункта, как договариваться с ним, когда деньги 3 дня не нужны, погасить, а в понедельник взять, и что это в итоге дает. Это в части экономии бюджета дает сотни миллионов рублей. Вот, что мы сегодня имеем. Мы не в гармонии, но мы уже в дороге к ней.

На что хотел бы обратить внимание: мы в течение последних 4 лет имеем примерно по 1 млрд.рублей прибавки в части налоговых сборов. Да, в этом есть техника эффективной работы с теми, кто нам платит налоги, прежде всего физические лица. Это не только наша заслуга, поскольку есть и технический рост зарплат и техника изменения налоговых расщеплений и сборов, но на миллиард роста только по этой составляющей мы с вами каждый год имеем.

Я задавал вопросы в процессе упаковки бюджета, говоря о неналоговых доходах. У нас текущий год не самый удачный в части получения в казну неналоговых доходов. У меня были сомнения, какие обязательства на себя возьмет город в наступающем году. Мы сегодня видим, что в проекте бюджета плюс 200 млн. рублей по этой статье заложено. Я слышал комментарии по поводу того, что в городе меньше осталось объектов, активов которые могли бы быть интересны покупателям, но в банке принято говорить, что золото задешево продаст, кто угодно, а вот не золото продать за дорого – это будет говорить о твоем профессионализме, умении, а поступления казну нужны всегда.

Поэтому принимаю цифру роста на 200 млн рублей, но считаю, что планка, которую КУГИ мог бы и должен был себе поставить, точно должна быть больше.

По итогам 2017 года мы среди городов-миллионников не только Поволжья (по Поволжью мы занимаем первое место по росту налоговых доходов) по уровню неналоговых доходов уступаем только всего лишь Уфе и всего лишь на 18 млн рублей.

Сегодня задавали вопросы по поводу увеличения расходов на культуру и спорт. Город-полуторамиллионник, который может себе позволить напрямую направить на физкультуру и спорт только 17,5 млн рублей, – это мало! Конечно, это в 2,5 раза больше, чем в прошлом году, но мало. Давайте думать, как наращивать объем финансирования вложений в людей.

Что в этом году меня порадовало, и что в проекте бюджета заложено – это эффективная работа с муниципальным долгом. Мы ее уже оцифровали, мы эту работу обсудили. Я обращался с предложением усилить работу депутатов в коллегиальных органах, которые работают с теми, кто не всегда вовремя платит, поэтому мы готовы. Это давало результаты в предыдущие годы.

Вход для пользователей