RSSОфициальный видеоканал городской Думы на YouTubeУправление по связям с общественностью и СМИ Городской Думы Нижнего Новгорода в Facebook
Новости городской Думы

15.05.2018 "Об итогах исполнения бюджета города Нижнего Новгорода за 2017 год" - доклад директора департамента финансов Юрия Мочалкина на публичных слушания

Об итогах исполнения бюджета города  Нижнего  Новгорода за 2017 год - доклад директора департамента финансов Юрия Мочалкина на публичных слушания

Бюджет 2017 года был одобрен на публичных слушаниях и принят депутатами городской Думы 21 декабря 2016 года со следующими параметрами: доходы – 26,2 млрд. руб., расходы – 27,1 млрд. руб., дефицит – 0,9 млрд. руб.

В течение года в бюджет 11 раз вносились изменения. На конец года бюджет имел следующие уточненные параметры: доходы – 33,0 млрд. руб. (в т.ч. на 0,6 млн. руб. – увеличение за счет собственных доходов, на 6,2 млрд. руб. – за счет межбюджетных трансфертов), расходы – 36,3 млрд. руб., дефицит – 3,3 млрд. руб.

В течение 2017 года проводилась работа по оптимизации расходов и увеличению доходов бюджета. Финансовый эффект от проводимых мероприятий превысил 1,0 млрд. руб., в том числе:

- за счет экономии расходов на обслуживание муниципального долга - 453 млн. руб.

- за счет экономии от проведенных конкурсных процедур - 336 млн.руб.

- за счет погашения задолжности по итогам работы комиссии по обеспечению налоговых поступлений в бюджет – 190,0 млн.руб.

- за счет увеличения доходов от платных услуг в муниципальных учреждениях – 146,0 млн.руб.

Информация о ходе исполнения бюджета ежемесячно направлялась в городскую Думу и размещалась на официальном сайте администрации города.

ДОХОДЫ

Доходная часть бюджета города исполнена в сумме 32,2 млрд. руб. или на 122,7%,  к исходному плану и на 97,5% к уточненному плану.

По сравнению с 2016 годом доходы бюджета выросли на 13% или на 3,8 млрд. руб.

Для сравнения, в 2016 году исполнение по доходам составило 28,4 млрд. руб. или на 128,8 % к исходному плану и на 96,7 % к уточненному плану.

Структура доходов бюджета города выглядит следующим образом:

- налоговые доходы – 28,8%,

-неналоговые –11,2%,

-безвозмездные поступления –60,0%.

Собственные доходы исполнены в сумме 13,0 млрд. руб. или  на 99,7%,  от исходного плана и на 95,5%  к уточненному плану.

По итогам исполнения, в структуре собственных доходов основную долю поступлений по-прежнему составили налог на доходы физических лиц –48,0% (в 2016 году – 47,0%), доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности –18,0% (2016 год- 21,0%), налоги на имущество –14,0% (2016 год – 11,0%), налоги на совокупный доход – 7,0% (за 2016 год -8,0%).

Налоговые доходы исполнены в сумме 9,3 млрд. руб. или на 102,0 % к плану. По сравнению с прошлым годом налоговые доходы выросли на 1,0 млрд. руб.  Наибольший рост наблюдался по:

- налогу на доходы физических лиц- на 514,8 млн. руб. за счет роста налогооблагаемой базы;

- налогу на имущество физических лиц -на 362,2 млн. руб. за счет роста налогооблагаемой базы, в том числе за счет регионального перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых установлена максимальная ставка налога;

-земельному налогу -на 111,1 млн. руб. за счет уплаты земельного налога физическими лицами за 2016 год с кадастровой стоимости.

По данным Ассоциации городов Поволжья Нижний Новгород занимает лилирующую позицию среди городов-миллиоников по темпу роста налоговых доходов за 2017 год -12,3%. Этот прирост обеспечен исключительно развитием налогооблагаемой базы, а не увеличением процента отчисления от НДФЛ, как в некоторых городах.

Неналоговые доходы исполнены в сумме 3,6  млрд. руб. или на 101 % от исходного плана и на 83 % от уточненного плана.

С каждым годом ликвидность муниципального имущества падает, как следствие, уменьшаются поступления от его продажи и аренды.

В 2017 году поступления по этой статье доходов по сравнению с 2016 годом снизились на 236,0 млн. руб.

В то же время необходимо отметить неослабевающий спрос на муниципальные земли. Рост поступлений по сравнению с прошлогодними показателями от этого вида неналоговых доходов составил 137,0 млн. руб. В целом за год первоначальный план по продаже земли перевыполнен более, чем в 2,8 раза.

По итогам 2017 года Нижний Новгород занимает второе место по уровню неналоговых доходов среди городов-миллионников Поволжья, уступая только Уфе. Разница между городами всего 18,5 млн. руб.

Сумма межбюджетных трансфертов, полученных в 2017 году, составила 19,2 млрд. руб., что на 2,9 млрд. больше, чем в 2016.

Их структура представлена на слайде.

По объему межбюджетных трансфертов Нижний Новгород беспорный лидер среди городов-миллионников, опережая Уфу, занимающую второе место на 5,3 млрд. руб.  Это связано с активной подготовкой к проведению  Чемпионата Мира по футболу в 2018 году.

 

РАСХОДЫ

Первоначально, расходная часть бюджета планировалась в сумме 27,2 млрд. руб. (в 2016- 22,9 млрд. руб.). На конец года план был увеличен до 36,3 млрд. руб. (в 2016 году- 30,5 млрд. руб.), а исполнение составило 34,7 млрд. руб. (в 2016 году- 28,4 млрд. руб.). Процент исполнения от исходного плана составил 127,6% (в 2016 -124,0 %), от уточненного плана –95,6 % (в 2016- 90,0%).

В 2017 году тренд наращивания инвестиционных расходов в общей сумме расходов был продолжен. Доля так называемого бюджета развития  (расходов на капитальное строительство, ремонт и приобретение оборудования) в 2017 году составила 21,5 % против 18% в 2016.

Бюджет формировался на основе 22 муниципальных программ, расходы на реализацию которых составили 29,9 млрд. руб. Более подробная информаия представлена на слайдах.

 

Основные доли расходов бюджета 2017 года  приходилась на :

  • Социальная сфера –53,0 % (в 2016 году – 57%);
  • Транспорт и дорожное хозяйство –32,0% (в 2016 году – 28,5%);
  • Жилищно-коммунальное хозяйство –7,5 % (в 2016 году– 5,7 %);
  • Общегосударственные вопросы- 5,2% (в 2016 году – 5,1%)

Тыс.руб.

Раздел

ВСЕГО

%

За счет собственных средств

%

Уточненный план

Исполнено

Уточненный план

Исполнено

01

Общегосударственные вопросы

1 845 553,74

1 811 369,22

98,1

1 829 841,66

1 795 657,81

98,1

03

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

110 412,70

91 681,81

83,0

110 279,70

91 681,81

83,1

04

Национальная экономика

11 864 440,18

11 092 188,77

93,5

3 985 708,58

3 645 643,31

91,5

05

Жилищно-коммунальное хозяйство

3 065 376,45

2 597 593,12

84,7

1 660 062,54

1 488 741,16

89,7

06

Охрана окружающей среды

95 893,21

90 655,38

94,5

95 863,21

90 625,39

94,5

07

Образование

15 909 511,45

15 688 026,75

98,6

5 028 219,58

4 963 666,25

98,7

08

Культура и кинематография

1 198 300,51

1 182 224,53

98,6

873 126,88

864 436,64

99

09

Здравоохранение

124 981,31

124 981,31

100

2 744,59

2 744,59 

100

10

Социальная политика

933 626,44

928 915,52

99,5

374 191,89

370 167,84

98,9

11

Физическая культура и спорт

399 658,49

359 219,27

89,9

117 758,49

112 417,34

95,5

12

Средства массовой информации

18 388,09

16 600,56

90,3

18 388,09

16 600,56

90,3

13

Обслуживание государственного и муниципального долга

715 347,19

704 984,73

98,5

715 347,19

704 984,73

98,5

 

И Т О Г О:

36 281 489,76

34 688 440,97

95,6

14 811 532,39

14 147 367,43

95,5

 

Исполнение расходной части бюджета за счет собственных средств составило 14,2 млрд. руб., что на 616 млн. руб.  больше, чем в 2016 году.

На содержание транспорта и дорожного хозяйства города было направлено в 2017 году 10,7 млрд. руб.,  что практически в 2 раза больше, чем первоначально планировалось. Из них за счет федерального и областного бюджета – 7,4 млрд. руб.  

На строительство метро было выделено 4,4 млрд. руб.

На содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования и инженерных сооружений на них, установку, содержание и ремонт светофорных объектов, содержание дорожных знаков и дорожной разметки, создание и техническое обслуживание парковок  было выделено 3,5 млрд. руб., что на 1,8 млрд. руб. больше, чем в 2016 году.

На покрытие убытков предприятий от перевозки пассажиров по регулируемым тарифам было выделено 1,1 млрд. руб., в том числе:

МП "Нижегородское метро" в сумме 373,5 млн. руб. (или 100,0% от уточненного плана),

МП "Нижегородэлектротранс" в сумме 350,8 млн. руб. (или 100,0% от уточненного плана),

МП "Нижегородпассажиравтотранс" в сумме 376,0 млн. руб. (или 100% от уточненного плана).

На оплату ежегодных лизинговых платежей по муниципальным контрактам на приобретение автобусов, вагонов метро и трамваев было выделено 997,4 млн. руб.

На оплату лизинговых платежей по муниципальному контракту на приобретение дорожной техники - 79,6 млн. руб.

Всего расходы на содержание транспорта и дорожного хозяйства города по сравнению с 2016 годом выросли на 2,9 млрд. руб.

По разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» исполнение составило 2,6 млрд. руб. или 202 % от исходного плана и 85 % от уточненного.

На капитальный ремонт многоквартирных домов направлено 85,1 млн. руб.

На снос строений, вывоз твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора из частного сектора, возмещение затрат по пустующим муниципальным жилым помещениям направлены средства в сумме 207,6 млн. руб., в 2016 году- 203,7 млн. руб.

На расселение жителей из аварийного и ветхого жилищного фонда из бюджетов всех уровней было направлено 335,4 млн. руб., из них за счет городского бюджета-280,0 млн. руб.

По подразделу "Благоустройство" исполнение составило 1,4 млрд. руб., что на 916,0 млн. руб. больше, чем в 2016 году.

Профинансированы расходы:

 на уличное освещение - 310,7 млн. руб. (в 2016- 329,3 млн. руб.);

на озеленение - 132,0 млн. руб. (в 2016 году- 87,8 млн. руб.);

на содержание объектов инженерной защиты города,  пляжей, фонтанов и прочих объектов благоустройства - 101,2 млн. руб. (в 2016 году- 66,5 млн. руб.).

В 2017 году город стал участником федеральной программы "Формирования комфортной городской среды". Программа предусматривает комплексное благоустройство дворовых территорий  и "знаковых мест".  Объекты благоустройства выбирались жителями путем голосования на сайте администрации города. В рамках программы за счет средств федерального, областного и городского бюджета профинансированы расходы в сумме 805,3 млн. руб.

Всего расходы на жилищно-коммунальное хозяйство города по сравнению с 2016 годом выросли на 993,4 млн. руб.

 

Социальная сфера

Приоритетными при исполнении бюджета оставались социальные обязательства города. По сравнению с 2016 годом расходы на социальную сферу выросли на 2,0 млрд. руб, за счет средств городского бюджета на 616,0 млн. руб.

 По разделу "Образование" исполнение составило 15,7 млрд. руб., в том числе 10,7 млрд. руб. – за счет межбюджетных трансфертов.

Расходы на содержание детских дошкольных учреждений города профинансированы за счет городских средств в сумме 1,0 млрд. руб., за счет межбюджетных трансфертов в сумме 5,0 млрд. руб.

В 2017 году на территории города действовало 309 муниципальных детских дошкольных учреждений на 70 267 мест и 10 негосударственных детских сада на 746 мест.

На строительство новых детских садов направлено 282,5 млн. руб.

Расходы на содержание школ в 2017 году профинансированы за счет городских средств в сумме 1,3 млрд. руб. за счет межбюджетных трансфертов в сумме 5,3 млрд. руб.

 В 2017 году на территории города обучалось 122 792 учащихся в 167 муниципальных школах и 1 576 учащихся в 8 негосударственных школах.

Всего расходы на образование  по сравнению с 2016 годом выросли на 1 287,0 млн. руб.

На содержание 31 учреждения культуры и проведение культурно-массовых мероприятий в городе в 2017 году  направлено 1,2 млрд. руб., что на 390,0 млн. руб. больше, чем в 2016.

На развитие физической культуры и спорта было выделено 359,2 млн. руб., в том числе:

 на проведение спортивных мероприятий и развитие детско-юношеского спорта в сумме 20,7 млн. руб.;

 на строительство спортивных объектов – 338,5 млн. руб.

По разделу "Социальная политика" исполнение за 2017 год составило 929,0 млн. руб. На что были направлены эти средства вы можете видеть на слайде.

- исполнение публичных нормативных обязательств (в сумме 629,0 млн. руб.,  что на 105 млн. руб. больше, чем в 2016);

- содержание учреждений социального обслуживания населения (в сумме 97 млн. руб. что на 22 млн. руб. больше, чем в 2016);

- предоставление социальных выплат и субсидий для приобретения жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий (в сумме 47,2 млн. руб.);

- приобретение квартир для детей-сирот (в сумме 122 млн. руб.);

- организацию мероприятий в области социальной политики (в сумме 8,5 млн. руб.).

Чемпионат Мира по футболу 2018 года

В течение 2017 года велась активная работа по подготовке к Чемпионату Мира по футболу. За счет бюджетов всех уровней на эти цели было выделено 6,0 млрд. руб. Основная часть средств была направлена на строительство метро- 4,3 млрд. руб., приобретение общественного транспорта -568,0 млн. руб. и благоустройство города -709,0 млн. руб.

 

Исполнение долговых обязательств

Бюджет города Нижнего Новгорода в 2017 году исполнен с дефицитом в размере 2,5 млрд. руб., из них  1,3 млрд. руб.- это остатки средств бюджета, сложившиеся на 1 января 2017 года. Таким образом, фактический дефицит, влияющий на объем муниципального долга, составил 1,2 млрд. руб.

Погашение дефицита в 2017 году осуществлялось, за счет муниципальных ценных бумаг, бюджетных, банковских кредитов и остатков денежных средств на счете города, сложившихся на 01 января 2017 года.

Сумма экономии бюджетных расходов по обслуживанию муниципального долга за счет использования в рамках финансового года  временно свободных средств муниципальных бюджетных и автономных учреждений, бюджетных кредитов от УФК по Нижегородской области, за счет подписания дополнительных соглашений  с банками о снижении процентной ставки составила более 453,0 млн. руб. Средняя ставка по кредитам коммерческих банков составила 8,5 %.

Облигационный займ

05 декабря 2017 года состоялось размещение муниципального облигационного займа города Нижнего Новгорода 2017 года. Это второе размещение муниципальных ценных бумаг города (первое состоялось в 2002 году).

Выпуск муниципальных облигаций осуществлен в форме документарных ценных бумаг на предъявителя с фиксированным купонным доходом и амортизацией долга. Объем размещения 5,0 млрд. руб., срок обращения 5 лет. Выплата купонов (ставка 8,1% годовых) осуществляется ежеквартально. Погашение номинальной стоимости облигаций будет осуществляется в 2021 и 2022 году по 2,5 млрд. руб. Окончательная дата погашения облигаций - 05.12.2022.

Основные цели размещения займа: переход на долгосрочные заимствования, снижение зависимости от банковских кредитов, выравнивание графика погашения долга и сокращение расходов на его обслуживание.

 

Подтверждение кредитного  рейтинга города

21 ноября 2017 года Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство  присвоило городу Нижнему Новгороду кредитный рейтинг А-(RU), прогноз «Стабильный».

Соблюдение нормативов, установленных Бюджетным кодексом.

В процессе исполнения бюджета 2017 года были соблюдены все нормативы и ограничения, установленные бюджетным законодательством, в отношении дефицита бюджета, объема муниципального долга, расходов на обслуживание муниципального долга, объема заимствований.

Дефицит бюджета составил 8,83 % от собственных доходов с учетом остатков средств, сложившихся на счетах города на 01 января 2017 года, при нормативе, установленном Бюджетным кодексом РФ-10%.

Объем муниципального долга составил 82,7% от объема собственных доходов бюджета при установленном нормативе - 85%.

Расходы на обслуживание муниципального долга составили 2,9% от общих расходов бюджета, за исключением расходов, осуществляемых за счет субвенций при утсановленном нормативе - 15%,

Объем заимствований не превышал сумму, направляемую на финансирование дефицита и (или) погашение долговых обязательств.

Отчет об исполнении бюджета города за 2017 год прошел внешнюю проверку контрольно-счетной палаты городской Думы.

По итогам проверки администрацией города получено положительное заключение об исполнении бюджета за 2017 год, а  городской Думе рекомендовано рассмотреть  вопрос об утверждении отчета на очередном заседании.

Презентация

Вход для пользователей